Профилактика дорожно-транспортных происшествий

Министерством здравоохранения Российской Федерации проводятся информационно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение дорожно-транспортных происшествий.

Рекомендации по использованию материалов, направленных на профилактику ДТП с участием детей-пассажиров

           Несмотря на общее снижение показателей ДТП с пострадавшими на фоне роста автопарка (в 2018 году в России произошло 168 099 ДТП с пострадавшими, что на 0,8%

меньше, чем в 2017 году), цифры остаются высокими. В 2018 году на дорогах России погибли 18 214 и ранены 214 853 человека. Вызывают обеспокоенность ДТП с участием детей.

В  прошлом  году  зарегистрировано  19 930  ДТП  с  участием  детей  и подростков  в возрасте до 16 лет, в результате которых 628 детей погибли и 21 718 получили ранения.

Маленькие  пассажиры  –  это  одни  из  самых  уязвимых  участников  дорожного движения.  Штатные  системы  безопасности  автомобиля  не  рассчитаны  на  их  защиту. Поэтому  при  перевозке  детей  необходимо  обязательно  использовать  детские удерживающие  устройства  (далее  –  ДУУ,  автокресло).  Важно  отметить,  что  остается проблема не только отсутствия ДУУ в автомобилях, но и непонимания важности выбора ДУУ  в  зависимости  от  возраста,  роста  и  веса  ребенка,  что  особенно  актуально  при перевозке  младенцев.  Родители  при  выборе  автокресел  зачастую  слишком  большое внимание  уделяют  внешнему  виду  (цвет,  размер,  форма  и  т.д.)  и  забывают  главное  – качество  и  надёжность  устройств,  которые  должны  защищать  детей  в  транспортном средстве. Родители, следуя рекомендациям продавцов, часто приобретают дешёвый товар, не  соответствующий  требованиям  безопасности,  подвергая  жизнь  детей  ещё  большей угрозе.

Продукция, поступающая из разных стран, зачастую является некачественной: по итогам проверок детских автокресел российскими испытательными лабораториями более

90%  продукции  не  соответствуют  требованиям  Технического  регламента Таможенного союза  «О  безопасности  колесных  транспортных  средств»  (ТР  ТС  018/2011).  Причем характер  несоответствий  распространяется  от  инструкции  до  прочностных  свойств.  В ходе краш-тестов такие устройства не выдерживают нагрузки, ломаются.

По итогам исследований ВЦИОМ 23% россиян отрицательно оценили инициативу по возможности использования части материнского капитала на приобретение автокресла. Отвечая на вопрос «Почему Вы не используете автокресло при перевозке детей?», 35% респондентов ответили, что не видят в нём смысла, а при выписке из роддома и перевозке ребёнка на автомобиле 56% опрошенных везли его на руках, без использования ДУУ. Все эти  факты  указывают  на  проблему  неосознания  родителями  необходимости использования автокресла. И если для перевозки детей в возрасте до 7 лет родители в 63%

случаев  используют  автокресла,  то после  7  лет  использование  автокресла  снижается  до 33%,  а  22%  родителей  начинают  использовать  накладку  на  ремень,  24% родителей  – ремень безопасности, мотивируя это тем, что ребёнок не помещается в автокресле (59% ответов)  или  ему  там  неудобно  (19%).  Одной  из  основных  причин  таких  результатов социологических  опросов  можно  считать  неинформированность  населения  об эффективности детского автокресла: родители попросту не знают о рисках и последствиях неиспользования  ДУУ.  Таким  образом,  необходимо  проводить  работу  с  родителями, разъясняя необходимость применения автокресла.

Кроме  того,  итоги  исследования  подтверждают  печальную  статистику  – 47% опрошенных превышали скорость на 5-10 км/ч при перевозке ребёнка, а 28%  превышали скорость  на  20  км/ч.  Каждый  десятый  (13%)  превышает  скорость  на  20-40  км/ч,  что многократно повышает риски получения при ДТП тяжёлых травм, возможно, несовместимых с жизнью. 17% опрошенных совершали обгон по полосе, предназначенной для встречного движения, с ребёнком в салоне автомобиля, при том, что обгон  –  самый  опасный  маневр  на  дороге.  26%  респондентов  при  перевозке  ребёнка отвлекались  на  мобильный  телефон  и  разговаривали  по  нему  без  использования устройств hands free.

Данные  официальной  статистики  аварийности  с  участием  детей  в  2017  году свидетельствуют:

  1. Каждое 10-е ДТП с детьми-пассажирами произошло из-за выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, или обгона.
  2. Каждое 10-е ДТП, в котором погиб ребёнок произошло из-за превышения скорости или несоответствия скорости конкретным условиям движения.
  3. Каждый 10-й ребенок погибает в ДТП при выезде на полосу, предназначенную для встречного движения.
  4. Вероятность гибели ребёнка в ДТП на полосе, предназначенной для встречного движения, без использования средств пассивной безопасности увеличивается в 3 раза.
  5. Вероятность гибели ребёнка в ДТП при превышении скорости без использования средств пассивной безопасности увеличивается в 2 раза.

(Ситуация по итогам 2018 года не изменилась.)

Данные исследования и официальной статистики аварийности подтверждают необходимость  расширения  деятельности  в  области  профилактики  детского дорожно-транспортного  травматизма,  в  частности,  работы  со  взрослыми участниками  дорожного  движения  по  донесению  важности  соблюдения  правил дорожного движения и правил перевозки детей, с упором на следующие ключевые элементы:

  1. Важность использования  ДУУ  при  перевозках  детей  как  до  7  лет,  так  и старшего возраста (до 12 лет).
  2. Необходимость пристегивания детей в ДУУ.
  3. Внимание к  качеству  ДУУ,  материалам,  соответствию  стандартам, наличию сертификации, прохождению краш-тестов.
  4. Соблюдение скоростного режима водителями.
  5. Отказ от опасных маневров (обгона, резких торможений и перестроений).